г.Челябинск
 (351)225-89-05
г.Тюмень
 (3452)255-888

История ковров


Т.н. «пазырыкский ковёр», хранящийся ныне в петербургском Эрмитаже

Первые в истории человечества тканые изображения были обнаружены в гробнице фараона Тутмоса IV. Относятся они ко времени Нового царства (XVI—XI вв.до н.э.). А на одной из фресок Бен-Хассана, датируемой X в. до н.э., показан весь процесс ткачества в том виде,в каком мы знаем его сегодня.


Самый ценный иранский ковёр эпохи Сефевидов под названием «Ардебил» в настоящее время хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне

Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом. Тканые плотные тёплые полотна заменяли кров и седло.На Востоке ковёр всегда был самой главной вещью: он и кибитка,и ложе, и принадлежность для молитвы, и подарок невесты жениху,и произведение искусства. Количество и красота ковров в доме свидетельствовали о благосостоянии семьи. Ткали ковры на дому —для личного пользования или в подарок. Только в III веке н.э.в мастерских и мануфактурах Персии и Малой Азии началось производство ковров на продажу.

Первый сохранившийся до наших дней восточный ковёр, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400—2500 лет назад. В 1949 году археологическая экспедиция под руководством советских учёных Руденкои Грязнова вела раскопки Пазырыкских курганов — захоронений древних вождей кочевников в долине Пазырык на Алтае. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц сохранилось в течение тысячелетий. Были найдены бальзамированные мумии вождей, их жён, слуг, лошадей. Сохранились конская упряжь, разобранные деревянные повозки, фигурки животных, другие изделия, сопровождавшие умерших в загробную жизнь.

Одной из находок Пазырыка оказался ковёр, ставший настоящей сенсацией.«Ковёр привозной, вероятно, иранской работы» — говорится о нём в одной из научных статей. Пазырыкский ковёр хранится сейчас в петербургском Эрмитаже. Он почти квадратный, размером примерно 1,9на 2 метра, с изображениями всадников и оленей. Плотность этого ковра составляет 360 000 узелков на квадратный метр.

В средневековой Европе ковёр составлял неприкосновенную принадлежность церкви и короля. В соборе коврами завешивали стены по праздникам, их стелили перед главным алтарём. В дальнейшем,уже при Бурбонах, никто не смел ступить на ковёр без разрешения короля. История упоминает, что Людовик ХIII, ещё семилетним принцем, принимая турецкого посла, строго следил за тем, чтобы гость не ступил на ковёр. О королевском величии напоминали и вытканные на ковре символы власти.

В 1605 году в Париже открылась первая ковровая мастерская.Иллюстратор священных книг Пьер Дюпон начал изготавливать ковры на «турецкий манер» — разумеется, исключительно для короля. Известно,что только для Людовика XIV было связано 92 ковра. Лишь с падением Бурбонов ковры стали доступны простым смертным.

В пятнадцатом веке, во Франции, на импорт ковров из Персии тратилось столько денег, что это крайне плохо сказывалось на королевской казне. И тогда король Франции Генрих IV, в 1624году в Париже, в помещениях бывшей мыловарни «Савонери», основал мануфактуру, по производству ковров ручной работы.

Так началось великое шествие по миру ковров «Савонери» с пышным полихромным цветочным арабесковым или барочным орнаментом. В отличие от своих восточных собратьев «Версальские ковры» имели более высокий ворс и рельефную стрижку узора. Под их влиянием вырабатывался стиль ворсовых ковров Англии и Испании. Именно «Савонери» мы обязаны появлению так называемых «скульптурных» ковров (см. ниже).

В 1839 году стали ткать ковры на специальных, так называемых«жаккардовых», машинах, что значительно повлияло на их качество и художественную ценность, причём совсем не в лучшую сторону.Ковры ручной работы стали предметом коллекционирования и сильно выросли в цене.

В начале ХIХ века рынок наводнили имитации старинных восточных ковров.Предприимчивые фальсификаторы принялись наводить на новые ковры«благородную седину» — травить краски кислотой и щёлочью, натиратьворс кофейной гущей, палить и даже на некоторое время закапывать в землю. И всё для того, чтобы подороже их продать, ведь чем старше ковёр, тем выше его цена. Большую роль сыграло появление анилиновых красок, значительно упростивших и сокративших технологические процессы изготовления ковров.

В советские времена ковры покупались на всю жизнь,их передавали по наследству детям и внукам и берегли, вешая на стены, чтобы не затоптать. Современные ковры — совсем другое дело. То, что модно сейчас, вряд ли порадует покупателей лет через десять.И хотя срок эксплуатации ковров исчисляется десятками лет, специалисты по интерьерам считают, что их очень скоро будут менять как перчатки.

Техника плетения ковров за несколько веков практически не изменилась. В тканую основу по-прежнему вручную вплетается ворс,и каждая нить завязывается узелком. Опытная мастерица (по традиции изготовлением ковров занимаются женщины) за день может завязать от семи до 10 тысяч узелков, а на современных станках — до 14 тысяч, затрачивая на каждый узелок не больше двух секунд. Скорость плетения зависит от сложности узора,тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр.А качество ковра — от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. После того как ковёр соткан, ворс стригут. Он может быть одинаковой высоты или выстрижен рельефно.

Ткут ковры из шерсти, хлопка, шёлка или синтетических материалов,а в качестве основы используют лён, пеньку и джут.В последнее время появилось также много ковров из искусственных волокон — акрила, полипропилена или нейлона. Такие ковры значительно дешевле шерстяных или шёлковых, однако долговечны, не вызывают аллергии,их не портит моль, они легко чистятся.

Но те, кто знает толк в коврах, по-прежнему предпочитают благородные шерстяные или шёлковые. До середины ХIХ века ковры красили исключительно натуральными красками, полученными из растений или насекомых. Красную краску делали из шарлахового жука, для получения синей краски использовали тропическую индигоноску, лишайники и дубовую кору,жёлтый цвет коврам придавали с помощью орлеанового дерева или шафрана,а зелёную краску добывали из красильной крушины и сафлора.

Узоры традиционных восточных ковров за последние века несколько изменились, но главные мотивы и символы остались прежними. Персидские«медальонные» ковры со звездой в центре, разделённом на секторы полем и бордюром, затканные цветками, арабесками и сарацинскими трилистниками, известны с середины XV века и спустя пятьсот с лишним лет продолжают украшать дворцы, квартиры и коттеджи.

Вошли в моду авангардные ковры. Вместо традиционных орнаментов —картины, воспроизводящие творения Ван Гога, Дали, Ренуара или Пикассо, иероглифы,рисунки, имитирующие наскальную живопись, магические символы, абстрактные композиции… В ткань ковра включаются вставки из самых разных материалов — в ход идут текстиль, мех, дерево и даже металл.Этнические мотивы, морская тематика, яркие детские ковры с диснеевскими героями, а также самые разные формы: овалы, многогранники, квадраты,полумесяцы украшают современный ковёр.

Несколько лет назад родилось и совсем недавно вошло в наш обиход новое направление в ковроткачестве — скульптурные ковры. Это изделие ручной работы, в котором могут сочетаться как традиционные, таки современные технологии. Изготавливают их не классическим способом, а методом ручного тафтинга — набивки скрученной нитина основу при помощи специального пистолета. Набитый ворс закрепляют с изнанки латексом и сажают на подкладку. Затем ворс чистят, полируют и стригут в соответствии с заданным рисунком. В рисунке можно одновременно использовать шерсть и искусственные материалы,комбинации ворса и петель различной высоты и структуры, что позволяет сделать любой узор рельефным, или скульптурным.

Использование особых приёмов выстрижки, разных по уровню и плотности петель и ворса позволяет достигать рельефа и скульптурной объёмности форм, деталей, отдельных фрагментов и ковра в целом. Изготавливаются скульптурные ковры из первоклассной шерсти,шёлка или высококачественного синтетического волокна, часто неотличимого от натуральных материалов. Кроме того, в нить можно вплетать тончайшие металлические волоски, что повышает упругость ворса и делает ковёр полностью антистатичным и противоаллергенным. С помощью оптоволокна или мельчайших светодиодов можно создавать внутри ковра светящиеся контуры или подсвечивать отдельные участки рисунка. А применение специальной тончайшей сетки даёт возможность создать над ковром магнитное поле, благотворно влияющее на атмосферу помещения и человека. Рисунок скульптурного ковра можно«рассматривать на ощупь». Какой бы материал ни использовали при их изготовлении — шерсть, шёлк, акриловую нить, хлопок или синтетику — плотность такого изделия остаётся неизменно высокой.

Скульптурный ковёр — это не только привычный предмет обстановки,это произведение искусства. Рельефные ковры придумали в Китаев средние века, в Америку они стали поступать с 1920 года,а в России о скульптурных коврах узнали только три года назад.

Сегодня мода на ковры возвращается вместе с определённым улучшением качества жизни, а современные технологии позволяют дать новую интерпретацию восточных ковровых рисунков, западных средневековых гобеленов,современных стилей, а также реализовать собственные проекты и фантазии.

Римма Малова